В.Ф. Шаталов. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов с огромным успехом используют опорные сигналы, схемы-конспекты и проч. средства, предотвращающие забывание. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. Тогда и учащимся не нужно будет тратить его впустую, тогда у них появится возможность заниматься спортом, искусством и т. д. В.Ф. Шаталов при проведении уроков ориентируется не на средних учащихся, а на слабых. У него своеобразная методика, к которой учащиеся привыкли. Он, например, дважды и трижды повторяет новый материал. Более сильные учащиеся, если они осмыслили материал с первого раза, мысленно повторяют его вместе с учителем, а слабые следят за логикой учителя второй раз (или третий), чтобы уловить момент, где они чего-то не поняли. Жан Пиаже (1896-1980). Швейцарский психолог. Выдвинул концепцию социального развития психики. В своих первых работах детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает объективное и субъективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Ключевые моменты теории когнитивного развития Пиаже. • В основе теории Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды. Жан Пиаже (1896-1980). Швейцарский психолог. Выдвинул концепцию социального развития психики. В своих первых работах детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Используя метод клинической беседы, выдвинул, опираясь на суждения ребенка, положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает объективное и субъективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Ключевые моменты теории когнитивного развития Пиаже. • В основе теории Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды. • Основной единицей исследования для Пиаже является схема, то есть гибкая структура, которая в процессе роста ребенка может изменяться как количественно, так и качественно. Первоначально схемы имеют сенсомоторный характер, но позднее становятся когнитивными. • Пиаже считал, что интеллект является конкретным примером биологической адаптации. Он постулировал, что все люди обладают двумя функциональными инвариантами — организацией и адаптацией. • Адаптация заключает в себе два взаимно дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию, посредством которой индивид включает информацию в уже существующие структуры, и аккомодацию, посредством которой существующие структуры изменяются, чтобы отвечать требованиям изменяющейся внешней среды. • Пиаже постулировал, что когнитивное развитие — это последовательное продвижение через четыре качественно различные стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций. Зигмунд(Сигизмунд) Фрейд (1856-1939). Создатель психоанализа венский психиатр 3. Фрейд фундамент своей теории возвел на результатах наблюдения лиц, леченных от истерического невроза. Техника психоанализа связана с разработанными Фрейдом теорией общего психического развития, включающей понятия психического аппарата и стадий развития детской сексуальности, и теорией психологического происхождения неврозов. Классический психоанализ. Этим термином обозначается: 1) направление глубинной психологии, рассматривающее бессознательное в качестве детерминанты развития и функционирования личности; 2) психотерапевтическая система, в основе которой лежит выявление особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. В работе "Эго и Ид” Фрейд (Freud S.) писал: "Психоанализ — инструмент, дающий возможность Эго достичь победы над Ид”. Он считал, что в психоанализе основные усилия направлены на то, чтобы "усилить Эго, сделать его более независимым от СуперЭго, расширить сферу действия перцепции и укрепить его организацию... Где было Ид, там будет Эго”. Цель психоанализа Фрейд видел в том, чтобы сделать бессознательное сознательным; он утверждал, что "дело анализа — обеспечить, насколько это возможно, хорошие условия для функционирования Эго”. Эрик Эриксон (1902-1993). Американский психолог, представитель эго-психологии. Эриксон разочаровался в психоаналитической теории, поскольку пришел к убеждению, что она имеет дело с крайностями поведения. Он считал, что развитие каждого человека проходит несколько этапов, многие из которых соответствуют стадиям развития по Фрейду. Однако, в отличие от Фрейда, его модель развития является психосоциальной, а не психосексуальной. Иначе говоря, Эриксон считал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. На основании этого Э. делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотах истории (войны, революции). Даниил Борисович Эльконин (1904-1984). Доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития. Работал над прикладными, психолого-дидактическими вопросами обучения и воспитания. Поддерживал теории развивающего обучения. Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Шалва Александрович Амонашвили (1931-…) Педагог и психолог, доктор психологических наук, профессор. С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов нач. обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы. Ш.А. Амонашвили исследовал проблему раннего обучения. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е. наиболее чувствительный, податливый, благоприятный, отзывчивый для ускоренного интеллектуального и нравственного развития, для формирования культуры чувств. Ш.А. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику. Система воспитания и обучения А. — "педагогика целостной жизни детей и взрослых” — строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы — опираясь на всю полноту дет. жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить шк. занятия в "уроки счастья жизни”, познания, общения, взросления. Анатолий Арсеньевич Окунев. Учитель математики, заслуженный учитель РСФСР, кандидат педагогических наук, работавший в 1966-70гг. в 239 школе, а затем завучем 526 школе. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков. В технологии мастерских построения знаний по математике (А. Окунев) знания не даются, а выстраиваются самим учеником (в паре или группе) с опорой на свой личный опыт; учитель (мастер) лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления. Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Классификационные параметры технологии: По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология. По типу управления: современное традиционное обучение. По организационным формам: классно-урочная. По подходу к ребенку: технология сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + поисковая. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая. Целевые ориентации 1 Усвоение стандартных ЗУН и математических СУД. 1 Развитие способных детей. Евгений Николаевич Ильин (1929). Педагог-новатор. Е. Н. Ильин — учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда — Санкт-Петербурга, известный методист. Главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом — в познавательной. Велико значение общения учителя с учащимися в учебно-воспитательной работе, считает Е. Н. Ильин. Необходимо строить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого — "доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес”. И учитель не только учит, но и сам учится у школьников. |