Дистанционный и интегрированный
курс
по развитию речи созданный в среде « "Moodle»
Аннотация
По результатам проведенных диагностических
обследований был выявлен
низкий уровень школьной мотивации и низкий
показатель сформированности словарного запаса
учащихся. (См. Приложение)
Целесообразность
использования ресурса обусловлена следующим: в классе обучается 5 детей со
сложными и множественными нарушениями
развития, в соответствии заключением
ОПМПК все воспитанники имеют умственную отсталость легкой степени в сочетании с
другими выраженными функциональными нарушениями развития. Им рекомендовано обучение по
Программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
Концепция
единых специальных образовательных стандартов для детей с ОВЗ учитывает неоднородность состава учащихся, что
позволяет реализовать легитимное право любого ребенка на получение образования,
отвечающего его потребностям и системное формирование жизненных компетенций. Неоднородность состава проявляется в способности к овладению знаниями и
умениями, социально значимыми навыками, в проявлении эмоционально-волевых
качеств. Для повышения качества обучения школьным
психологом были проведены ряд диагностических
мероприятий по обследованию уровня сформированности словарного запаса и
школьной мотивации учащихся класса со
сложной структурой дефекта.
По результатам проведенных диагностических обследований
был выявлен низкий уровень школьной мотивации и низкий
показатель сформированности словарного запаса
учащихся. Психологом было
рекомендовано: исходя из особенностей детей в классе определить круг задач, решаемых на каждом
конкретном занятии и выделить из них приоритетную, для повышения учебной мотивации и коррекции
недостатков общего и речевого развития. В
связи с этим возникла необходимость создания интегрированного курса в
среде Moodle, и разработка курса по его внедрению в учебную деятельность. Так,
как применение новых
информационных технологий повышает эффективность решаемых задач.
Методическая
ценность представленного материала
В создании образовательных электронных изданий, в
частности, интерактивного и мультимедийного
электронного курса важным
фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование
педагогических и коррекционных задач с учетом индивидуальных
психолого-возрастных особенностей детей. Новые информационные технологии
позволяют повысить качество самостоятельного обучения учащихся: информация,
добытая путем собственного труда, имеет огромную познавательную ценность. Так,
как успех обучения определяется отношением обучаемых к учению, стремлением к
познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков,
их активностью.
Цель
курса: Создание интегрированного курса для коррекции недостатков общего и
речевого развития для детей с ОВЗ;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Ø
расширить и
активизировать словарный запас
Ø
повысить школьную
мотивацию учащихся
Коррекционно-развивающие:
Ø обучать способности видеть,
сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы путём
систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы предметов).
Коррекционно-воспитательные:
Ø
- воспитание
самостоятельности, дисциплинированности;
Целевая аудитория курса: Дети
с ОВЗ 10-11лет
Предполагаемый результат:
Ø
узнавание
предметов по заданным признакам;
Ø расширение представлений о
предметах;
Ø
сравнивание предметов по внешним признакам,
Ø умение обобщать,
конкретизировать;
Ø классифицирование предметов по
форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
Ø обогащение
словарного запаса учащихся
Методы контроля
Вывод
Ø Таким образом, совокупность заданий в
пяти разделах веб-курса дистанционного обучения по развитию речи позволяет
развивать все стороны речи учащихся, расширять
представление о предметах и явлениях окружающей действительности, в
которых формируется сенсорная среда
детей
Ø Главный структурный компонент,
входящий в формат раздела — это наличие
блока контрольно-практических мероприятий — тестов и разнообразных заданий.
Известно, что тщательно структурированные задания являются эффективным способом
контроля усвоения материала. Характер и рамки заданий должны отражать учебный
уровень задач. Письменные задания являются наиболее популярным способом
контроля знаний. Они способствуют общению между учеником и преподавателем, при
котором ученики получают
живую обратную связь или
электронную на базе использования телекоммуникационных средств общения.
Социальный эффект.
Ø Этот курс является
обучающим курсом в дистанционном
центре обучения Сипкро (в категории курсов «Готовимся к школе»)
Увлекательное путешествие мышонка "Пик"
http://cde.sipkro.ru/moodle/course/category.php?id=16
Ø Для обобщения
педагогического опыта разместила курс в персональном сайте Мир «Особых»
детишек http://elz-fat.ucoz.ru/
Пояснительная записка к курсу
Курс под названием «Увлекательное путешествие мышонка Пик» - является целостным интегрированным
курсом по развитию речи, созданный в среде Moodle, который включает в себя
основные темы базовой программы: игрушки, цвет, геометрические фигуры, овощи,
фрукты, животные.
Moodle представляет собой систему
управления содержимым сайта, специально разработанную для создания как
дистанционных, так и online-курсов. Модули оболочки позволяют организовать
самостоятельную работу учащихся по сценарию (поисковую, исследовательскую,
творческую, коллективную проектную работу и др.); (тестирование, опрос,
задание).
Преимуществоэтого
веб-курса по развитию речи «Увлекательное приключение Мышонка «Пик» в отличие
от печатных учебников, разработан таким образом, что обеспечивает:
— более детальную
структуризацию содержания курса;
— интерактивность (в том
числе удобство навигации) — возможность изменения, а также в логической
структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей);
— использование иллюстративных материалов - разнообразных
рисунков и картинок, анимации и других мультимедиа-приложений;
— использование различных практических и контрольных
мероприятий для закрепления знаний, самоконтроля, контроля и оценки полученных
знаний, встроенных в электронный курс (тесты, упражнения, творческие, индивидуальные и групповые
задания и др.);
— наличие системы ссылок
(гиперссылок) на различные электронные
текстовые и графические
образовательные материалы: литературные
и научные источники, электронные библиотеки, словари, справочники и
другие, образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет.
Программа курса предусматривает развитие и воспитание
детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, и в процессе
преимущественно совместной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает
положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами
управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка
положительной мотивации к учению.
Так
как, самостоятельно добывать знания и пользоваться
полученной информацией детям сложно в
силу специфичности своего развития: нарушения тонкой и мелкой моторики,
мышечного тонуса, общей моторной неловкости, искаженного восприятия речевой
инструкции в силу слуховых, интеллектуальных нарушений, искаженного восприятия
предметов. В целях постоянного сопровождения воспитанника
во время дистанционного обучения, я придумала
мультипликационного героя мышонка «Пик», который будет путеводителем весь курс.