Сделайте карточки, наклеив на картонки картинки, рисунки, фотографии, слова. Чем больше будет карточек - тем интереснее и полезнее будет игра. Процесс игры Раскладывайте перед ребенком 4 карточки. Три из них объединены тематически, а одна нет (лишняя). Например: собака, корова, кошка, попугай. Попросите ребенка назвать что лишнее и почему. В нашем примере лишняя картинка - с попугаем, т.к. он - не животное, а птица. Собака, корова и кошка - животные. В самом начале желательно давать не больше 2 заданий за один подход.
8
Классификация
Играть - с теми же карточками, что и в игре "Что лишнее?" Раскладывать их по группам. Например: ЖИВОТНЫЕ ПОСУДА ТРАНСПОРТ ОВОЩИ и т.д.
8
Покажи
3 игрушки поставить, попросить ребенка показать какую-нибудь одну. Например зайку.
5
Величины: маленький и большой
Объяснить эти понятия. Поставить две игрушки разных размеров. Попросить показать маленькую, а потом большую.
5
Одинаковый и неодинаковый
Объяснить эти понятия можно также в быту: показать одинаковые тарелки, пуговицы и т.д. Приготовить карточки, нарисовав на них 3 предмета: 2 одинаковые и 1 нет. Попросить ребенка назвать одинаковые. Варьировать карточки.
3
Задаем вопросы
"Для чего нужен рот?" "Что делает птица?" и т.д.
5
Расставить по порядку
Приготовить карточки, написав на каждой день недели. Попросить Ребенка расставить их по порядку. Потом можно также использовать времена года.
2
Одинаковые предметы
Приготовить карточки с изображенными на них различными предметами, геометрическими фигурами, овощами и т.д. Перед Ребенком выкладывать 5 карточек и предлагать найти среди них одинаковые, затем увеличивать количество карточек. Например: машина мяч пирамидка машина кубик груша морковь яблоко арбуз груша и т. д. Эту же игру можно проводить и без карточек, используя предметы. Например, разложить 5 пуговиц, среди них две одинаковые.
.
4
Что изменилось?
Приготовить игрушки (5-6 штук), разложить их перед Ребенком, попросить запомнить их расположение, когда Ребенок закроет глаза, убрать одну игрушку или поменять на другую и попросить назвать что изменилось, когда откроет глаза. Как можно усложнить. Изменить расположение не одной, а сразу двух игрушек. Повернуть игрушку боком, не меняя ее места. и т. д.
4
В чем отличия?
Показывается изображение двух похожих предметов, имеющих при этом небольшие отличия. На первых порах эти отличия желательно сделать более выраженными. Спросить у Ребенка чем отличаются картинки.
6
Чем похожи?
Показать предметы и спросить, чем они похожи, что у них общего: яблоко и арбуз (форма, вкус) сахар и соль (цвет) красный кубик и красный мяч (цвет) и т. д. Надо найти хотя бы один общий признак.
5
Признаки животных
Разобрать вместе с Ребенком характерные черты животных, используя игрушку или рисунок. Например: Слон - есть хобот, серого цвета, очень большой и т. д.
Можно также использовать стихи. Пингвин. Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. Жираф. Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок! и т. д.
2
Из каких коробок выпали предметы?
Предварительно разложите предметы для игры в коробки. Животных- в одну коробку, посуду- в другую, машинки - в третью и т.д. до 5-6 коробок. Потом вынимайте из каждой коробки по одному предметы и раскладывайте их на столе. Упражнение начинается со слов: "Из каких коробок выпали эти предметы? Положи их обратно"
3
Логические задания в стихотворениях разных поэтов
Роман Сеф "О том,почему все заплакали" Cняли тоненький сюртук, Сняли рыжую рубашку, Сняли Желтую рубашку, А стянув Еще рубашку, Все заплакали вокруг. Вопрос к ребенку: "Почему все заплакали?" Вот как мы Вчера на кухне Раздевали Сладкий лук.
Эдуард Успенский "Удивительное дело" Верьте хотите, хотите не верьте. Только вчера мне прислали в конверте Жирафа, весьма добродушного с виду, Большую египетскую пирамиду, Айсберг с Тихого океана, Кита - полосатика вместе с фонтаном, Целое стадо гиппопотамов И очень известный вулкан - Фудзияма. Вопрос ребенку:"Можно ли все это прислать в конверте? Как?" Вы получали такие подарки? Значит и вы собираете марки.
Лидия Корчагина "Лето" Если дует ветер Теплый, хоть и с севера, Если луг - в ромашках И комочках клевера, Бабочки и пчелы Над цветами кружатся, И осколком неба Голубеет лужица, И ребячья кожица Словно шоколадка... Если от клубники Заалела грядка- Вопрос: "Если все это происходит, то какое время года наступает?" Верная примета: Наступило лето!
Ояр Вациетие "Рисование" Вот нога, А вот - другая: Человек стоит. А теперь ноги - четыре: Скачет резвый конь. А сейчас помножим на два. Ну - ка, сосчитай! Осьминог подполз неслышно, Крикнул: -Добрый день! Ты до ста считать умеешь? Вот и хорошо, - Приползла к тебе стоножка, Жалобно глядит. На сто ног ведь надо сотню Новых башмаков! И до тысячи умеешь? Ладно, не шути! Вот один красивый кто - то На одной ноге. Вопрос: "Кто может стоять на одной ноге?" Это дерево простое На одной ноге.
Ирина Токмакова Где спит рыбка Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий - к конуре. Белкин след ведет к дуплу, Мышкин - к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Вопрос: "Где может спать рыбка?"
5
Широкий - узкий
Игровая ситуация. Идем по лесу и видим речки, нам надо перейти через них и попасть в поселок. Одна речка узкая, а другая широкая. Перед занятием надо сделать их, например, из бумаги. Выяснить, почему через узкую речку можно просто перешагнуть, а через широкую надо перепрыгивать и можно промочить ноги. Обратить на эти понятия в жизни: можно открыть рот широко, по широкому мосту могут проехать машины, а по узкому нет, ленточки бывают широкие и узкие, на широком столе может поместиться больше посуды, чем на узком, и т. д.
3 года
3
Развиваем внимание
Нарисовать картинку, на которой 5 - 6 ошибок. Попросить Ребенка назвать их. Например: зимой деревья в листьях и т. д.
8
Высокий - низкий
Обратить внимание ребенка на эти величины в жизни. Когда дом начинают строить, он низкий, а когда построят, высокий. Можно еще на улице сравнивать деревья: определить высокое дерево, низкое, одинаковые по высоте деревья. Предложить сравнить по высоте членов семьи: папу, маму, ребенка и т. д. Приготовить задания подобные этому:
Попросить показать высокий дом, низкий.
6
Длинный - короткий
Обратить внимание ребенка на эти свойства предметов в жизни. Например, взять два банта. Один короткий, а другой длинный, попробовав их завязать выясняем, что длинный бант завязывать легче. Сравнивая карандаши (сравнивая по величине), можно сделать вывод, что длинным писать легче. Можно приготовить задания подобные этому: